[hide]Источник[/hide]
Автор: Геннадий БЕЛЯКОВ
Наш мир разнообразен и многолик. Даже в последний путь усопших в разных уголках мира провожают по-разному. Иногда погребальный ритуал может показаться нам странным, иногда экзотичным, иногда нелепым, а иногда и чрезмерно варварским. Но религиозные традиции заставляют верующих точно придерживаться определенных порядков прощания с покинувшим этот мир человеком, с его телом, с его душой…
В древности и раннем средневековье в Средней Азии, Иране, Афганистане, Азербайджане и ряде стран ближнего и среднего Востока основной религией был зороастризм. Жители этих стран свято верили, что тело человека является «нечистым храмом жизни», а потому «осквернять им святую землю», захоранивая тела мертвецов в земле, — непозволительный грех. Мол, многострадальная земля наша и без того поругана жизнедеятельностью человека. Пусть хотя бы по окончании своего земного пути, человек позаботится о кормилице-земле. Такое святое отношение к природе и земле в частности стало основанием к своеобразному захоронению покойных. Их не придают земле. Похоронный обряд по святому канону «Авесты» запрещает так делать.
Тело мертвеца не закапывают в землю, а помещается в «башню тишины». Так в данной религии обозначали широкое горное плато, находившееся в отдалении от поселений человека.
Это своеобразное кладбище, куда относили тела усопших. Покойников бросали на каменистую поверхность долины, оставляя тела покойных на съедение диким зверям и на растерзание стихиям природы.
Такой погост выглядел ужасающе. Полуразложившиеся трупы людей дикие звери растаскивали по всей долине, расчленяя их на свой вкус. Черепа и кости покойников валялись по всему плато, подвергаясь полировке солнцем и ветром. Дневная жара сменялась ночной стужей, завершая предпоследнюю стадию похорон.
Затем кости покойников собирала специальная похоронная команда. Костяные останки бросали в яму с сильным известковым раствором. В итоге от трупа человека не оставалось буквально ни единой клетки и молекулы.
Многие древние племена в различных уголках земли, как удалось выяснить ученым, предпочитали не опускать покойников в землю, а «возвышать» их, перемещая поближе к небу. Звучит странно, а выглядит страшно и зловеще. Оказывается, жители Австралии, аборигены, жившие на территории современной британской Колумбии (Канада), некоторые племена индейцев Америки и предки Сербов (славянские племена) очень долгое время практиковали свой оригинальный способ погребения. Эти люди предпочитали не закапывать покойников в землю, а развешивать трупы умерших соплеменников на деревьях. Это подтвержденный факт. Покойника обертывали в тканевый саван и за крюк подвешивали на сук дерева, где он спокойно разлагался, становясь легкой добычей различных любителей падали.
Историки никогда не переставали восхищаться викингами. Они вели отважный образ жизни, редко доживая до седин, потому что всю жизнь предпочитали воевать, путешествовать по миру морем, открывать новые земли и сражаться со всеми достойными соседями. Они и покидали этот мир с особой помпой, достойной воинов.
После смерти викинга из зажиточной семьи (или главы клана), по старинному обычаю, его труп помещали в боевую парусную лодку, которую наполняли всевозможной снедью, ювелирными украшениями, дорогими образцами оружия и прочими необходимыми в долгом путешествии вещами… Далее здесь было несколько вариантов навечного прощания с воином. Лодку вместе со всем содержимым закапывали в землю. Другой вариант: судно воина торжественно сжигали на земле, пока свидетели события распевали боевые песни викингов и пили пиво. Затем пепелище предавали земле. И третий вариант, пожалуй, самый романтичный — лодку пускали в открытое море, надеясь, что заслуженный боец и храбрец приплывет на ней в полном боевом снаряжении в царство самого Одина. В случаях прощания с настоящим и заслуженным героем всего племени в боевую лодку викинга также сажали любимую собаку покойного (могли и коня погрузить) и даже его прислугу, а иногда и жену…(все в дальнем пути может пригодиться).
На Тибете проходят и по сегодняшний день самые экзотические и даже нелепые похороны покойного. Такой ритуал называют «небесными похоронами». Это зрелище не для слабонервных.
Испокон веков человек стремился в небо — летать или хотя бы взлететь к облакам. На Тибете эту мечту сделали явью. Правда, для этого надо быть при жизни тибетским монахом, вести праведный образ жизни и монахом же умереть. Тогда тело покойного праведника будет предано не земле, а небесам. Все очень просто, но и экстравагантно.
Самых достойных монахов (вернее их тела) относят высоко в горы, где их обрабатывает специалист (тоже из братии монахов). Обработкой здесь называется расчленение тела бывшего праведника на мелкие кусочки. Похоронных дел мастер разделывает тело мертвеца так, чтобы он (праведник) стал удобоварим грифам. Описки здесь нет: тела покойников скармливают хищным птицам, которые таким образом «возносят» праведников к небесам. Для этого похоронных дел мастер, как вы сами понимаете, занимается тем, что рубит покойников на мелкие части, как хороший мясник. А уж затем куски плоти с аппетитом поглощают грифы, что и является смыслом небесных похорон.
Куски особо праведных монахов для верности вымачивают в молоке и посыпают любимыми специями пернатых хищников.
Несколько лет назад археологи обнаружили в северных районах Европы болота, где нашли древние захоронения людей. В этих болотах находили отдельные трупы людей, по всей видимости, это были случайные путники, заплутавшие в незнакомой местности и поплатившиеся за это жизнью. Там же находились целые кладбища, где в определенном порядке располагались могилы с мумифицированными самой природой покойниками, быть может, древние европейцы узнали каким-то образом о мумификационных способностях болот, а потому устроили там кладбища.
К удаче археологов в тех болотных могилах хорошо сохранились тела умерших. Это дало ученым возможность изучать тела древних людей, узнать рацион их питания, а значит и образ их жизни. С медицинской точки зрения такой вид погребения не лишен смысла. Во-первых, за такими могилами не надо ухаживать. Во-вторых, сохраняется пахотная земля, которую бы занимали кладбища. А еще болото — хороший антисептик от заразы, не позволяющее распространяться вредным бактериям и бациллам.
Похороны по-балийски, в отличие от мрачных европейских похорон на безымянных болотах, являют собой красочный бальзам для глаз. Индусы острова Бали хоронят своих земляков так, что забитому суетой европейцу невозможно понять, какой же праздник здесь отмечается. Атмосфера похоронной процессии на Бали напоминает карнавал в Рио-де-Жанейро. В веселой фиесте участвует все, кто попадается на последнем пути покойника и похоронной процессии. А какой праздник обходится без фейерверка? Он завершает сей уникальный акт.
Уже на кладбище покойника осыпают цветами, а затем торжественно сжигают под общее ликование провожающих.
Революционный способ сохранения тела после смерти изобрел немецкий патологоанатом Гюнтер фон Хагенс. Он предлагает всем желающим настоящее бессмертие. Правда, стать бессмертным каждый сможет только в качестве музейного экспоната, для чего надо заключить с этим специалистом персональный контракт, в котором вы соглашаетесь отдать свое тело (после смерти, естественно) в полное распоряжение ученого. И только тогда вам обеспечена долгая посмертная жизнь в качестве музейного экспоната.
В будущем каждого клиента Хагенса ожидает гастрольная жизнь по всему миру, потому что знаменитая выставка херра Хагенса «Миры тела» путешествуют по земному шару с неизменным успехом.
Следует предупредить желающих стать экспонатом ученого, что патологоанатом досконально расчленяет тела мертвых пациентов, а затем бальзамирует их известными только ему ингредиентами, придавая им самые замысловатые позы.
Долгих вам лет, не хворать и богатырского здоровья!
[hide]Источник[/hide]
Автор: Геннадий БЕЛЯКОВ