[hide]Источник[/hide]
Автор: Виктор Жаров
Краткое описание: каждый хэллоуин, начиная с 1927 года, по радиостанциям америки транслировались прямые радиорепортажи о попытках контакта людей с душой знаменитого волшебника и мага Гарри Гудини, который к тому времени покинул сей мир. Трансляции вызывали небывалый интерес публики…Гарри Гудини, настоящая фамилия Эрих Вайс, родился 24 марта 1874 года в Будапеште. С 1878 года проживал в США, куда эмигрировали его родители. При жизни заслужил репутацию лучшего американского иллюзиониста, мага и гипнотизёра. Самыми его известными номерами считались «выпутывания» из кандалов и цепей. С 10-летнего возраста зарабатывал на хлеб, демонстрируя различные фокусы с картами в развлекательных клубах. С 1892 года выступал под псевдонимом Гудини. В его ранней карьере преобладали номера по самоосвобождению от наручников и цепей. Он покорял публику, выбираясь из резервуаров с водой и других труднодоступных мест. В рекламных целях Гудини практиковал эффектные трюки, которые могли быть засвидетельствованы толпами зевак. Однажды он был подвешен в мешке к карнизу небоскреба, но выпутался. В другой раз прошел на глазах зрителей сквозь кирпичную стену. В 1903 году Гудини сбросили с моста в Темзу закованным в наручники с 30-килограммовым чугунным ядром, но скоро всплыл, размахивая над головой наручниками.
Это имело место 31 октября 1936 года. Наступила ночь на Хэллоуин. Мужчины и женщины собрались за круглым столом в частном особняке. Они держались за руки и сосредоточенно прислушивались к тишине. Все надеялись получить весточку, которую ждали 10 лет, ради чего и собирались каждый год на спиритический сеанс. Но весточка не пришла и на этот раз.
В конце концов, из-за стола поднялась солидная леди, она объявила собравшимся и всем радиослушателям: «Мистер Гудини не смог пробиться к нам. Моя последняя надежда умерла. Я не верю, что маэстро сможет вернуться ко мне на этот свет. Свечи в его святилище горят уже 10 лет. Я вынуждена погасить их. Все кончено. Спокойной ночи, Гарри!»
Женщину, попрощавшуюся с великим магом и проводившую сеансы, звали Бэсс Гудини — вдова мистера Гудини. Это была последняя попытка обнаружить контакт с духом мага. Но добровольцы не оставили попыток связаться с духом мага. Они это делают, начиная с 1927 года. Пока маг еще не выходил на контакт.
Сеансы Гудини стали традицией уже в первую годовщину его смерти, которая забрала Гарри в мир теней в возрасте 52-х лет 31 октября 1926 года. Смерть наступила от воспаления брюшной полости, как результат перитонита.
Незадолго до смерти Гарри Гудини заключил с супругой тайный пакт о шифре с условными знаками, которые он будет использовать при попытке контакта с ней из потустороннего мира. Супруги вдвоем разработали коды, которые и составили суть послания из страны мертвых. Они были известны только Гарри и Бэсс. Получив такое сообщение, Бэсс поймет, что Гарри удалось прорваться сквозь холодную мглу небытия и войти в контакт с живым миром. Но 10 сеансов за 10 лет ничего не дали. Бэсс не получила ожидаемых знаков, в чем публично призналась.
Сам Гарри Гудини не верил в возможность такого контакта даже накануне собственной смерти, чем подтвердил, что является разумным человеком. Гудини, помимо реноме величайшего фокусника, был хорошо известен, как отчаянный разоблачитель всяких медиумов, экстрасенсов и спиритуалов, практиковавших шарлатанские сеансы с духами умерших людей. Он логично заключил, что если в реальности существует возможность подать знак живым из небытия, то он сумеет найти верное решение. А если такого шанса нет…
В 1920-х годах спиритические сеансы испытывали новый виток популярности во всем мире.
В обществе преобладала вера в возможное установление связи с душами умерших через посредство духовников, медиумов и экстрасенсов.
Увлечение спиритизмом началось еще в середине 1800-х годов, его популярность возрастала, а в канун смены столетий и вовсе превратилось в ажиотаж. В моду вошли медиумы и спиритические деляги, эксплуатировавшие обывателей и представителей королевских амилий, пополняя свои банковские счета. К концу Первой мировой войны настала эпоха ренессанса экстрасенсов, что легко объяснимо. Война, страдания и смерть близких людей. Народ готов был верить кому угодно, лишь бы получить весточку с того света от родной души… Пожалуйста, готовьте только деньги, вести будут!
Тут же обнаружились самопровозглашенные медиумы и специалисты по сверхтелепатическим связям с обществом мертвых. Обычные шарлатаны с опытом работы в цирке и на эстраде. Чем проще ложь, тем легче в нее верила публика. Объективно рассматривая спиритические сеансы послевоенного периода, признаем, что многие из них стали прообразами современных ток-шоу. Перфоманс был потрясающим и суперсовременным. Мастера левитации и гении иллюзиона заставляли летать над сценой мебель, литрами выделяя эктоплазму, посылая женщин в обморок. Народ ахал и всхлипывал, когда фокусники изымали из воздуха записку от погибшего воина, а его невеста узнавала подчерк, демонстрируя аудитории его довоенные рукописи. Такие балаган-шоу вызывали доверие обывателя. Представления мошенников достигали цели — обогащали их. Но за этими концертами следил Гудини, в лицо называя новоявленных «связистов с миром мертвых» подлецами. С таким авторитетом никто связываться не желал.
В начале карьеры Гарри Гудини не имел ничего против шоу с подтасовкой визуальных и слуховых эффектов, аналогично шарлатанским. В книге «Маг среди медиумов» (по воспоминаниям супругов Гудини) читаем: «В 1898 году Гудини вел специальные перфомансы для фирмы «Калифорнийская концертная компания» и для конторы «Средне-западное медицинское общество». Во время концертов на сцене происходили странные вещи, кои он называл фокусами. К примеру, к потолку воспарял массивный стол. Зрителям нравился номер, в котором мага привязывали веревкой к стулу в 3-х метрах от фортепьяно, а Гудини усилием воли заставлял инструмент играть без музыканта».
Тогда же чета Гудини давала частные шоу в общественных концертных холлах, где их заприметили владельцы цирка «Уэлш Бразерс». Но и в цирке пара Гудини не нашла удовлетворения. С 1899 года карьера Гудини взметнулась к звездам, когда маг приобрел всемирную славу.
В 20-х годах XX века Гудини стал ярым крестоносцем, вознеся карающий меч над головами бессовестных жуликов, эксплуатировавших легковерную публику. Путешествуя по Штатам, Гудини не уставал разоблачать местных «концертмейстеров» — лже-медиумов и спиритических дел мастеров. Он посещал сеансы шарлатанов тайно, так как его хорошо знали. В 1922 году журнал Scientific American предложил Гудини возглавить «комитет экстрасенсов», разоблачавший фальш-медиумов, которых в США расплодилось больше кукурузы. Редакция журнала учредила денежный приз $2500 (огромная сумма), кою предлагала всякому медиуму, кто сумеет представить персональное сверхъестественное шоу на суд «комитету экстрасенсов» под началом Гудини. Таковых по сей день не нашлось. Ведь предстать перед очами мага почти для каждого означало — провал и осмеяние. Но была персона, которая верила в свой пророческий талант. Это знаменитая «Марджери, Бостонская Фея», которую в миру звали Майна Крандон. Бостонскую Фею Гудини разоблачил за пару минут, объяснив публике все ее фокусы. Гудини безошибочно указал, где она прячет волшебные колокольчики (в каблуках туфель), как взлетает к потолку письменный стол (подъемный механизм). Короче, к публике Бостонская Фея больше не вернулась. Гудини предложил Марджери сойтись в дуэли на сцене в ее родном Бостоне, предложив ей за это $5000, но Фея не согласилась.
Скоро Гудини стал персоной нон-грата среди медиумов всего мира. Своими разоблачениями он лишал шарлатанов средств к хлебосольному существованию. Гудини высмеивал даже фаворитов публики. К примеру, осмеяв старомодные трюки Бостонской Майны, Гудини прошелся по репутации любимицы Артура Конан Дойла. После разоблачения «Бостонской Феи» британский писатель опубликовал критический фельетон о Гудини в газете «Бостон Хэральд». Конан Дойл даже пригрозил ему судом, но остыл…
Попытки по установлению контакта с душой Гудини не прекратились. Их стали проводить посторонние люди. Невозможно установить — выходил ли Гудини на связь, ибо секретный код стал достоянием общественности, его выдала журналистам Бэсс Гудини.
Код шифра был основан на сентиментальности и на старомодных водевилях, где исполнялись сцены «чтения мыслей». Само послание, которое должен был прислать из небытия Гудини, представляло собой нечто вроде детской считалки: «Розабелл-ответь-скажи-молитву…» — и прочая белиберда. Женское имя Розабелл — название песенки, которую Бэсс и Гарри услышали в день своего знакомства. Фразы «ответь-скажи» и т.д. чета использовала в своих спиритических сеансах. Каждое слово в коде имело свое буквенное значение. К примеру, слово «ответь» соответствовало букве «В», а «ответь-ответь» букве «V» и т.д.
В 1929 году медиум Артур Форд объявил, что получил весточку от Гудини. Тут же собрался «комитет экстрасенсов Гудини» (работавший при редакции Scientific American), который разоблачил самозванца. После чего Бэсс Гудини выразила свое сожаление, что обнародовала кодовый шифр супруга.
Несмотря на отказ от продолжения сеансов, Бэсс попросила медиума Вальтера Б. Гибсона не забрасывать поиска контакта с Гудини. Гибсон с другими магами продолжали проводить сеансы в Нью-Йорке. Однако никаких «приветов» от Гудини они так и не получили, хотя отчеты о них ежегодно публиковались в газетах.
[hide]Источник[/hide]
Автор: Виктор Жаров